Путь к мирной жизни: история скрипача Виталия Михайлуцы из «Донбасс Оперы»
Он с опаской передвигался по мирному городу. Фронтовая привычка контролировать происходящее на 360 градусов вокруг никак не покидала.
Он с опаской передвигался по мирному городу. Фронтовая привычка контролировать происходящее на 360 градусов вокруг никак не покидала. Внутренний трепет вызывали даже многоэтажки на центральных улицах Донецка. Где-то глубоко внутри сидело неприятное ощущение, что снайперская точка может быть в каждом окне.
Такие ощущения скрипач симфонического оркестра «Донбасс Оперы» Виталий Михайлуца испытывал достаточно долгое после демобилизации. Возвращение к мирной жизни, перестройка психики на иной лад шли с трудом. Физические раны зажили быстрее, чем душевные.
Об этом и не только незадолго до Дня защитника Отечества «Донецкому кряжу» рассказал Виталий.
Призвание – Родину защищать
– Виталий, какие ощущения вы испытали, когда узнали о начале СВО?
– В первую очередь, огромное волнение. Ведь тогда, буквально накануне начала СВО, мы узнали, что Россия признала суверенитет нашей Республики, что очень воодушевило. Известие о начале военной спецоперации давало надежду на будущее, но все мы понимали, что придётся пройти тяжёлый путь и будут немалые жертвы.
– Вы прекрасный скрипач, виртуоз. Наверняка многие театры или филармонические коллективы на территории большой России были бы рады видеть вас у себя. Но вы не покинули Донецк.
– Я много лет проработал в симфоническом оркестре «Донбасс Оперы». Театр, его коллектив для меня как вторая семья, творческая семья. Мы вместе служим искусству, стремимся радовать наших зрителей. Когда в 2014 году в Донбассе начались боевые действия, я просто не мог бросить свой город, свою землю. Даже под обстрелами, под звуки канонады мы играли спектакли, приглашая зрителей в мир классического искусства. И пусть на два-три часа, но они отвлекались от ужасов, происходивших за стенами театра.
– Вы пошли на СВО, когда получили повестку?
– Нет, никаких бумаг из военкомата мне не приходило. Просто каждое предприятие, где работали мужчины, отправляло на фронт всех, кто способен держать оружие в руках. «Донбасс Опера» – учреждение культуры, но работающие здесь представители сильного пола далеко не «из гламурной тусовки», а мужчины, понимавшие, что надо защищать свою землю и свои семьи. Среди моих коллег, отправившихся на передовую, были музыканты из оркестра, вокалисты, дирижёр и даже танцовщики балета.
– Прежде, чем отправиться на передовую, вы прошли обучение?
– Да, всех новобранцев отправляли сначала в учебку. Учили обращению с оружием и основным навыкам выживания на передовой. Все ребята из театра старались держаться вместе. После курса обучения нас начали распределять по подразделениям. Я вместе с несколькими коллегами из «Донбасс Оперы» оказался среди штурмовиков. Перед нашим подразделением стояла задача отбить Мариуполь. С боями мы дошли до центра города и приняли участие в штурме порта.
Не «вагнера», но Вагнера играем
– Как вас встретили ребята, имевшие боевой опыт?
– Наше знакомство с боевыми товарищами началось с почти анекдотической ситуации. Приняли нас доброжелательно, показали, где разместиться. А потом ребята начали интересоваться, кто мы, откуда, какая у нас профессия. Мы, ничего не подозревая, ответили: «Музыканты». И вдруг однополчане начали радоваться нашему прибытию, чем нас очень удивили. «Ну, теперь всё будет отлично! Покажем противнику, где раки зимуют!» – говорили они. Позже мы поняли, что нас приняли немного за других «музыкантов». А тогда ещё не знали, что так именуются бойцы известной ЧВК.
Разочарование однополчан, что вместо крутых профи им прислали гражданских, которых нужно обучать военному делу, прошло быстро. Мы оказались в компании доброжелательных опытных бойцов. Кто-то имел специальное образование, кто-то прошёл с боями горячие точки Донбасса в рядах ополчения, начиная с 2014 года.
– Однополчане оберегли вас?
– Да, в самые опасные места не бросали, говорили больше наблюдать и учиться. При штурме военные работают группами по пять человек. Нас ставили третьими и четвёртыми, чтобы два бойца во главе группы и замыкающий имели боевой опыт.
Лишь бы руки были целы
– Испытывали страх погибнуть или получить тяжёлое ранение?
– Страх на войне испытывает любой человек со здоровой психикой. Главное, чтобы это было не паническое чувство, а конструктивное, помогающее выполнить боевую задачу и остаться живым. Невозможно идти без волнения на зачистку полуразрушенного дома или территории, где нас ожидают подлые сюрпризы от противника в виде тех же растяжек.
О смерти старался не думать. Гораздо больше боялся повредить руки. Вдохновляла мысль о том, что дома ждёт жена и ученики школы для одарённых детей при Донецкой музыкальной академии.
– Как вы попали из штурмовиков в сапёры?
– Во время наступления мы с ребятами зачистили один дом и закрепились там. Пришлось отбиваться от укропов, устроивших засаду в соседней многоэтажке, и держать оборону, пока противник не был уничтожен. Сапёры шли следом за нами, разминируя очищенные территории. Именно в доме, где мы закрепились, и произошла встреча с ними. Разговорились. Оказалось, что в подразделении сапёров катастрофически не хватает людей. Узнав, что я скрипач, ребята сразу предложили перейти к ним, так как у меня хорошая моторика рук. Я согласился. Всегда интересно познавать что-то новое.
– Как получили ранение?
– Укропы вели серьёзную охоту на подразделения сапёров. Однажды снаряд прилетел в район нашего замаскированного склада мин. Я оказался близко, получил минно-взрывную травму и контузию. В сознание пришёл уже в госпитале и первым делом убедился, что руки на месте. Выздоравливал стараниями наших врачей быстро. Беспокоил только тремор кистей. Медики сказали, что это пройдёт максимум через полгода.
Снова дома
– Волновались, снова беря в руки скрипку?
– Очень. Вначале открывал футляр, гладил инструмент, морально готовился к новым встречам с музыкой. Когда решился коснуться струн смычком и получилось извлечь качественный звук, испытал чувство, близкое к эйфории. Сначала играл гаммы, а выйдя на работу, с вдохновением окунулся в творческий процесс. Казалось, что сложный фронтовой период не более, чем сон. Переступив порог театра, я попал в родную атмосферу, где окружён близкими людьми, поддерживающими и понимающими меня.
Сейчас Виталий полностью восстановил здоровье, последствия ранения почти не беспокоят. Страхи, возникшие в условиях боевых действий, ушли. Он снова играет в родном коллективе, снова учит одарённых детей, ездит на гастроли с «Донбасс Оперой».
О том, что побывал на СВО, не жалеет, ведь каждый мужчина должен пройти через такой опыт. Музыкант искренне желает всем землякам скорейшей Победы, наступления мира, когда поход в театр не будет сопряжён с опасностью для жизни.
Юлия БАЛДИНА
Фото:из личного архива Виталия МихайлуцыПоследние новости

Мечтаю восстановить Донбасс: командир расчета БПЛА ССО «Византия» рассказал о планах на будущее
Командир расчета БПЛА подразделения ССО «Византия», позывной «Рекрут» рассказал как отправился на фронт в первые дни специальной военной операции и сражался с противником от Запорожья до Белгородской области.

В Правительстве обсудили подготовку Стратегии развития образования Российской Федерации
Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко, Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков,
Карелия – Донбасс: научные связи
С 13 по 15 февраля на базе Гуманитарного инновационного парка Петрозаводского государственного университета прошёл Международный научный форум «Рубежи исторической памяти: апология Победы»,
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи