Путь к мирной жизни: история скрипача Виталия Михайлуцы из «Донбасс Оперы»

Он с опаской передвигался по мирному городу. Фронтовая привычка контролировать происходящее на 360 градусов вокруг никак не покидала.

Он с опаской передвигался по мирному городу. Фронтовая привычка контролировать происходящее на 360 градусов вокруг никак не покидала. Внутренний трепет вызывали даже многоэтажки на центральных улицах Донецка. Где-то глубоко внутри сидело неприятное ощущение, что снайперская точка может быть в каждом окне.

Такие ощущения скрипач симфонического оркестра «Донбасс Оперы» Виталий Михайлуца испытывал достаточно долгое после демобилизации. Возвращение к мирной жизни, перестройка психики на иной лад шли с трудом. Физические раны зажили быстрее, чем душевные.

Об этом и не только незадолго до Дня защитника Отечества «Донецкому кряжу» рассказал Виталий.

Призвание – Родину защищать

– Виталий, какие ощущения вы испытали, когда узнали о начале СВО?
– В первую очередь, огромное волнение. Ведь тогда, буквально накануне начала СВО, мы узнали, что Россия признала суверенитет нашей Республики, что очень воодушевило. Известие о начале военной спецоперации давало надежду на будущее, но все мы понимали, что придётся пройти тяжёлый путь и будут немалые жертвы.
– Вы прекрасный скрипач, виртуоз. Наверняка многие театры или филармонические коллективы на территории большой России были бы рады видеть вас у себя. Но вы не покинули Донецк.
– Я много лет проработал в симфоническом оркестре «Донбасс Оперы». Театр, его коллектив для меня как вторая семья, творческая семья. Мы вместе служим искусству, стремимся радовать наших зрителей. Когда в 2014 году в Донбассе начались боевые действия, я просто не мог бросить свой город, свою землю. Даже под обстрелами, под звуки канонады мы играли спектакли, приглашая зрителей в мир классического искусства. И пусть на два-три часа, но они отвлекались от ужасов, происходивших за стенами театра.
– Вы пошли на СВО, когда получили повестку?
– Нет, никаких бумаг из военкомата мне не приходило. Просто каждое предприятие, где работали мужчины, отправляло на фронт всех, кто способен держать оружие в руках. «Донбасс Опера» – учреждение культуры, но работающие здесь представители сильного пола далеко не «из гламурной тусовки», а мужчины, понимавшие, что надо защищать свою землю и свои семьи. Среди моих коллег, отправившихся на передовую, были музыканты из оркестра, вокалисты, дирижёр и даже танцовщики балета.
– Прежде, чем отправиться на передовую, вы прошли обучение?
– Да, всех новобранцев отправляли сначала в учебку. Учили обращению с оружием и основным навыкам выживания на передовой. Все ребята из театра старались держаться вместе. После курса обучения нас начали распределять по подразделениям. Я вместе с несколькими коллегами из «Донбасс Оперы» оказался среди штурмовиков. Перед нашим подразделением стояла задача отбить Мариуполь. С боями мы дошли до центра города и приняли участие в штурме порта.

Не «вагнера», но Вагнера играем

– Как вас встретили ребята, имевшие боевой опыт?
– Наше знакомство с боевыми товарищами началось с почти анекдотической ситуации. Приняли нас доброжелательно, показали, где разместиться. А потом ребята начали интересоваться, кто мы, откуда, какая у нас профессия. Мы, ничего не подозревая, ответили: «Музыканты». И вдруг однополчане начали радоваться нашему прибытию, чем нас очень удивили. «Ну, теперь всё будет отлично! Покажем противнику, где раки зимуют!» – говорили они. Позже мы поняли, что нас приняли немного за других «музыкантов». А тогда ещё не знали, что так именуются бойцы известной ЧВК.
Разочарование однополчан, что вместо крутых профи им прислали гражданских, которых нужно обучать военному делу, прошло быстро. Мы оказались в компании доброжелательных опытных бойцов. Кто-то имел специальное образование, кто-то прошёл с боями горячие точки Донбасса в рядах ополчения, начиная с 2014 года.
– Однополчане оберегли вас?
– Да, в самые опасные места не бросали, говорили больше наблюдать и учиться. При штурме военные работают группами по пять человек. Нас ставили третьими и четвёртыми, чтобы два бойца во главе группы и замыкающий имели боевой опыт.

Лишь бы руки были целы

– Испытывали страх погибнуть или получить тяжёлое ранение?
– Страх на войне испытывает любой человек со здоровой психикой. Главное, чтобы это было не паническое чувство, а конструктивное, помогающее выполнить боевую задачу и остаться живым. Невозможно идти без волнения на зачистку полуразрушенного дома или территории, где нас ожидают подлые сюрпризы от противника в виде тех же растяжек.
О смерти старался не думать. Гораздо больше боялся повредить руки. Вдохновляла мысль о том, что дома ждёт жена и ученики школы для одарённых детей при Донецкой музыкальной академии.
– Как вы попали из штурмовиков в сапёры?
– Во время наступления мы с ребятами зачистили один дом и закрепились там. Пришлось отбиваться от укропов, устроивших засаду в соседней многоэтажке, и держать оборону, пока противник не был уничтожен. Сапёры шли следом за нами, разминируя очищенные территории. Именно в доме, где мы закрепились, и произошла встреча с ними. Разговорились. Оказалось, что в подразделении сапёров катастрофически не хватает людей. Узнав, что я скрипач, ребята сразу предложили перейти к ним, так как у меня хорошая моторика рук. Я согласился. Всегда интересно познавать что-то новое.
– Как получили ранение?
– Укропы вели серьёзную охоту на подразделения сапёров. Однажды снаряд прилетел в район нашего замаскированного склада мин. Я оказался близко, получил минно-взрывную травму и контузию. В сознание пришёл уже в госпитале и первым делом убедился, что руки на месте. Выздоравливал стараниями наших врачей быстро. Беспокоил только тремор кистей. Медики сказали, что это пройдёт максимум через полгода.

Снова дома

– Волновались, снова беря в руки скрипку?
– Очень. Вначале открывал футляр, гладил инструмент, морально готовился к новым встречам с музыкой. Когда решился коснуться струн смычком и получилось извлечь качественный звук, испытал чувство, близкое к эйфории. Сначала играл гаммы, а выйдя на работу, с вдохновением окунулся в творческий процесс. Казалось, что сложный фронтовой период не более, чем сон. Переступив порог театра, я попал в родную атмосферу, где окружён близкими людьми, поддерживающими и понимающими меня.

Сейчас Виталий полностью восстановил здоровье, последствия ранения почти не беспокоят. Страхи, возникшие в условиях боевых действий, ушли. Он снова играет в родном коллективе, снова учит одарённых детей, ездит на гастроли с «Донбасс Оперой».

О том, что побывал на СВО, не жалеет, ведь каждый мужчина должен пройти через такой опыт. Музыкант искренне желает всем землякам скорейшей Победы, наступления мира, когда поход в театр не будет сопряжён с опасностью для жизни.

Юлия БАЛДИНА

Фото:из личного архива Виталия Михайлуцы

Последние новости

Как банки заманивают клиентов: психологические трюки в рекламе займов

Какие уловки используют маркетологи, чтобы мы брали кредиты, даже когда не планировали этого

Почему свечи остаются главным атрибутом ритуалов на протяжении тысячелетий

Теплый свет пламени как символ памяти, надежды и духовной силы

Как понять, что пора покупать доллары, даже если ты не экономист

Для тех, кто считает, что аксессуар должен заявлять о себе — валюта в кошельке тоже может быть элементом стиля и стратегии.

Когда скидки превращаются в ловушку: как маркетологи учат нас тратить

Почему “-50% только сегодня” не всегда значит выгоду, как скидки играют на эмоциях и почему даже рациональные люди становятся жертвами маркетинговых трюков.

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Нижневартовске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *