Скрипач Петр Лундстрем: «Дети не могли полноценно заниматься музыкой»

— Петр, опыт общения с донецкими и луганскими детьми позволил вам сделать вывод, насколько мощным кадровым потенциалом обладает Донбасс? Я выражусь прагматично, но можете ли вы однозначно сказать, что

— Петр, опыт общения с донецкими и луганскими детьми позволил вам сделать вывод, насколько мощным кадровым потенциалом обладает Донбасс? Я выражусь прагматично, но можете ли вы однозначно сказать, что с ними есть смысл работать сразу на высоком профессиональном уровне?

— Вопрос так не стоит: имеет смысл или не имеет. Конечно же, имеет. Талантливые дети есть везде, Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области не исключение. При этом надо сказать, что восемь последних лет, даже девять, дети оттуда фактически не могли полноценно заниматься музыкой. В этом смысле уровень, конечно же, неровный. Но есть очень талантливые ребята, и мы будем в дальнейшем курировать их карьеру. Мы договорились со многими филармониями по стране — от Луганска до Читы, что лучшим юным музыкантам они предоставят площадку для сольных концертов.

По-хорошему, это должна быть комплексная, системная работа, но я не могу сейчас приехать в Донецк и провести там мастер-класс. Это абсолютно невозможно — в республике запрещены все массовые мероприятия.

— Ваши поездки на Донбасс — как часто они бывают?

— Не только Донбасс — я езжу по всей зоне проведения СВО. Неделю назад закончилась моя 17-я поездка, если считать с апреля прошлого года, получается примерно один раз в месяц. Неделю назад я дал 106-й свой концерт в зоне проведения боевых действий.

— Ваши основные слушатели — это военные?

— В основном бойцы. Но, скажем, в феврале мы с ансамблем камерной музыки, фортепианным квинтетом нашей мастерской, с моими родителями объездили все четыре освобожденных региона с концертами: Скадовск, Геническ, Мелитополь, Мариуполь, Донецк, в Луганск я отправился сам, но это детали.

— В тех местах как население слушает музыку? Вообще что можно сказать о людях — видели ли вы «эхо» пережитого, испуг в глазах?

— Напуганы они только обещаниями их всех убить, звучащими со стороны так называемого правительства Украины. Но какого-то особого испуга я не заметил.

В Скадовске для нас сделали маленький встречный концерт, местные дети пели патриотические песни под гитару. Было очень приятно. При этом зрительный зал был полным. В Геническе (а это сейчас вынужденная столица Херсонской области) послушать классику пришло много представителей старшего поколения — с ними мы всегда находим общий язык.

Фото: Из личного архива

Мы гастролируем по всей России, попадая в Улан-Удэ, Санкт-Петербург, Тверь, Махачкалу или Владикавказ, общаемся со зрителями и одновременно даем «фронтовой концерт». Помимо выступления, то есть непосредственно игры на скрипке, каждый раз ощущаешь большую эмоциональную нагрузку. Потому что в разных аудиториях, с разными настроениями нужно уметь подобрать правильные слова. Выступать перед солдатами для меня — это самая простая задача и самое любимое занятие. Солдаты ближе всего моему сердцу. Но им ты говоришь одно, в условной Бурятии ты говоришь другое, а в Петербурге, где может быть протестно настроенная, либеральная публика, которая сидит и как бы говорит тебе: «Ну давай, поучи нас, как Родину любить, а мы послушаем» — говорить нужно третье.

На самом деле эта работа невероятно необходима именно внутри страны. Но в первую очередь разговаривать нужно с детьми и молодежью, причем с «открытым забралом», отвечая на их реальные вопросы, а не заранее подготовленные и отобранные.

— Представьте себе ситуацию: армия зашла в некий город. В первую очередь людям нужно дать хлеб, воду, восстановить подачу электроэнергии, обеспечить медикаментами. На каком месте в списке базовых жизненных потребностей культура?

— Культура — это становой хребет общества. Музыка, литература, живопись — это универсальный язык, нас идентифицирующий и объединяющий. Была потрясающая история, когда в июле 2022 года я играл у Драмтеатра вместе с пианистом Александром Романовским. К нам подошел дедушка 78 лет и сказал: «Спасибо за то, что вы делаете. Без хлеба выжить возможно, а без музыки нет. Я сорок дней жил под обстрелами и не видел ни куска хлеба. Но я каждый день пел — и это спасло мне жизнь».

Я не могу сказать — вот, на таком месте должна быть культура. Думаю, заходить должно все вместе одновременно. Как было опять-таки в Мариуполе 10 апреля, только-только освободили окраины города. И мы туда прибыли с концертами, но с нами пришел грузовик с хлебом, водой, гигиеническими принадлежностями и так далее. Тогда мы играли для пары тысяч людей. Но если только одному из них стало легче — это уже имело смысл.

Последние новости

Как банки заманивают клиентов: психологические трюки в рекламе займов

Какие уловки используют маркетологи, чтобы мы брали кредиты, даже когда не планировали этого

Почему свечи остаются главным атрибутом ритуалов на протяжении тысячелетий

Теплый свет пламени как символ памяти, надежды и духовной силы

Как понять, что пора покупать доллары, даже если ты не экономист

Для тех, кто считает, что аксессуар должен заявлять о себе — валюта в кошельке тоже может быть элементом стиля и стратегии.

Куда пойти с детьми в Уфе: 10 весёлых мест на выходные

Идеи для семейного отдыха в столице Башкортостана — от активных игр до познавательных музеев

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Гуково на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *