3D-технологии моделирования и визуализации в бизнесе: перспективы применения и актуальные решения
С ростом информации и усложнением технических вопросов, производственные процессы становятся более сложными. Выпуск качественной продукции с наименьшим количеством исправлений на всех этапах жизненного цикла, включая проектирование, становится критически важным. Технологии 3D-моделирования помогают решить эти задачи и обеспечивают высокую точность визуализации уже существующих объектов и окружения, детализацию проектируемых объектов, а также позволяют пользователям полностью погрузиться в заданную атмосферу.
Каким образом, конкретно, 3D-решения могут повысить эффективность бизнеса и производства? Чтобы понять это, давайте совершим небольшую экскурсию в виртуальную реальность.
Технологии трехмерного изображения
Благодаря неустанному развитию техники компьютеров и программного обеспечения, 3D-технологии стали широкодоступными. Современные 3D-модели используются всюду в проектировании вместо стандартных макетов для тщательной разработки как маленьких, так и больших предметов. «Обьемные» изображения стали одним из ключевых инструментов в маркетинге, интерактивных тренингах и презентациях.
Для создания трехмерных моделей как реальных, так и абстрактных объектов используются специализированные компьютерные программы. В частности, 3D-моделирование бывает следующего вида:
- Создание фотореалистичных изображений, которые можно проецировать на компьютерный монитор или экран. Другие программы позволяют распечатывать эти модели на 3D-принтере.
- Создание стереоизображений для просмотра на обычном мониторе или экране благодаря специальным поляризационным очкам или на специализированном 3D-мониторе со стереоскопическим эффектом.
- Создание компьютерных голограмм.
Чтобы достичь максимально реалистичного эффекта, трехмерную модель можно текстурировать, добавить световые и эффекты анимации.
Новые направления использования трехмерных изображений в бизнесе постоянно расширяются. В настоящее время 3D-технологии активно применяются в различных областях, таких как архитектура и дизайн интерьеров, промышленный дизайн, машиностроение, образование, реклама, нефте- и газодобыча, безопасность промышленных объектов, управление воздушным движением, компьютерные игры и симуляторы, медицинская диагностика, научные исследования, киноиндустрия и шоу-бизнес.
В мировой индустрии 3D-технологий наибольшее количество продуктов предоставляют EON Reality, Autodesk и Mitsubishi Electric Europe B.V. В России этот рынок начал активно развиваться около 10-15 лет назад, и уже появились десятки крупных компаний специализирующихся на 3D-тренажерах и симуляторах.
В сфере создания систем виртуальной реальности технологии активно используют компании "3D Лига", VE Group и Nettle. Однако, чтобы развивать эту индустрию в России, необходимы специалисты по направлению 3D-контента.
3D-технологии широко используются в бизнесе в разных областях. Данные от EON Reality подтверждают, что использование интерактивных 3D-технологий в обучении может повысить на 80% запоминаемость учебного материала. Симуляторы и тренажеры пилотов, водителей транспорта и спецтехники предоставляют возможность моделирования реальных ситуаций и высвобождают огромное количество реально существующего дорогостоящего оборудования. Американская компания Acacia Research Group оценивает, что мировой объем расходов на 3D-визуализацию, симуляцию и обучение в 2015 году может достигнуть до $20 млрд в оборонном секторе.
3D-визуализация помогает при создании и эксплуатации зданий, сооружений и их комплексов, позволяя увидеть проект со всех сторон, более четко визуализировать конструктивные элементы и найти новые варианты зонирования пространства. Это в свою очередь, способно значительно сократить временные и финансовые затраты на проектирование.
Также, 3D-технологии используются в создании рекламных роликов. Они предоставляют высокий уровень зрелищности, не требуют сложной организации съемок, привлечения актеров и технических средств. Кроме того, художественные и анимационные фильмы в формате 3D нашли свои почитателей в репертуарах крупных кинотеатров и на домашних 3D-телевизорах.
Интернет-торговля также находится на подъеме, что требует более подробной визуализации товаров, чем обычные двухмерные фотографии. По исследованиям Autodesk, около 60% пользователей выражают большую заинтересованность в продукции с трехмерной инструкцией по эксплуатации, и около 80% – в трехмерных изображениях самой продукции.
Традиционные магазины одежды используют 3D-технологии для виртуальных примерочных. Такой подход значительно сокращает время на подбор товара.
3D-технологии сегодня применяются крупнейшими мировыми компаниями, такими как Boeing, Sudzuki, Lexus, BP, Peugeot Citroen, Land-Rover, Jaguar, РосАтом и ЛукОйл.
Новые технологии в бизнесе
3D-системы с одним экраном являются наиболее простыми, распространенными и дешевыми решениями, не требующими особенных требований к помещению. Одним из главных преимуществ таких систем является их мобильность и возможность использования в практически любой отрасли.
Мультидисплейные системы, также известные как видеостены, используют технологии сшивки проекционных изображений. Дисплеи могут быть скомбинированы в любом количестве, что позволяет изменять размеры экрана. Такие системы могут быть приспособлены к любому помещению, независимо от его конфигурации и предназначения. Основные области применения – event-индустрия, компьютерные игры и симуляторы, выставки и презентации.
Персональные системы, погружающие в виртуальную реальность, представляют собой индивидуальные рабочие места, CAVE-системы различной конфигурации (3D-куб, купол). Такие специально оборудованные помещения, где 3D-изображение проецируется непосредственно на стены, создают эффект присутствия. Они могут быть разработаны индивидуально или поставляться в готовом виде. Используются в научных, учебных и развлекательных целях.
Системы дополненной реальности объединяют в себе реальные и виртуальные элементы. К ним относятся интерактивные примерочные, планшеты для работы с дополненной реальностью, интерактивные панели с системой распознавания движений и жестов пользователя для бесконтактного взаимодействия. Дополненная реальность часто становится инструментом автоматизации предприятия или склада.
Если на заре развития 3D-технологий они были доступны только военным заказчикам в силу своей высокой стоимости, то в настоящее время компьютерные 3D-разработки все чаще используются в корпоративном сегменте.