Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Заболевание аутизм связано с серьёзным нарушением социальной адаптации, речевой функции и психического развития человека. Однако, если детектировать аутизм у детей на ранней стадии, их лечение может привести к заметному улучшению благодаря обучению и социализации.

За последние десятилетия количество детей, страдающих от аутизма, заметно возросло - если в 1970-х годах один на 10 000 детей болел аутизмом, то в настоящее время это уже один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.

В России официальной статистики по количеству детей-аутистов нет. Приблизительно в нашей стране количество таких детей сопоставимо с количеством в США.

Причины возникновения аутизма, по данным учёных, связаны с комплексом факторов. Несмотря на рост случаев заболевания у детей, ситуация с распознаванием и лечением аутизма в России до сих пор не является приоритетной задачей для медицины. Однако, основная надежда на снижение рисков связана именно с ранней диагностикой и коррекцией этого расстройства.

Перечисляются следующие факторы, которые, возможно, могут быть стимулами для проявления аутизма:

  1. Генетические модификации;
  2. Органические поражения центральной нервной системы, такие как, например, аномальное развитие отделов мозга или энцефалит;
  3. Гормональные сбои и нарушение обмена веществ;
  4. Воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
  5. Ртутное отравление, включая получение ребенком вакцинации;
  6. Чрезмерное употребление антибиотиков;
  7. Химическое воздействие на организм матери в период беременности.

Однако, до сих пор не удалось установить конкретные причины, вызывающие аутизм в детском возрасте. Но перспектива наследственной предрасположенности к данному заболеванию означает, что любое значительное воздействие на ребенка может привести к возникновению аутизма, включая сильный стресс или перенесенную инфекцию.

Родителям, воспитывающим ребенка-аутиста, необходимо проявлять особое терпение и последовательность в процессе его обучения и воспитания. Для создания спокойной обстановки в доме следует заботиться не только о ребенке, но и о собственном психическом состоянии, отдыхая и проконсультируясь с психологом относительно правильного воспитания и развития ребенка.

Родители должны помочь аутисту адаптироваться в обществе не только дома, но и в других местах, таких как улица, детский сад или школа. Упорно и мягко преодолевая сопротивление ребенка и его нежелание общаться, родители должны показать, что общение словами, игры со сверстниками и другие виды общения возможны для него.

В этом процессе родительская поддержка и помощь играют ключевую роль в деле воспитания и адаптации ребенка с аутизмом.

Медикаментозного способа лечения аутизма не существует. Его можно использовать только для устранения отдельных симптомов.

Основное применение медикаментов при аутизме – устранение неприемлемых поведенческих реакций: аутоагрессия, агрессия, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства, повышенная двигательная активность. В этих случаях используют нейролептики и психостимуляторы.

Однако не следует злоупотреблять психотропными препаратами при аутизме. Лечение, подавляющее признаки аутизма у детей и делающее их жизнь внешне безопаснее, может привести к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.

Дисбактериоз, вызванный неправильной работой кишечника у детей с аутизмом, может быть лечен пробиотиками, которые восстанавливают полезную микрофлору в кишечнике.

Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот может быть исправлен приемом лекарственных комплексов, содержащих витамины: С, Е, В6, В12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.

Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражительность в кишечнике и успокаивает психику.

Гормон секретина, не производимый поджелудочной железой больного, может помочь улучшить его общее состояние и концентрацию внимания.

Нормализация стула и лучшее усвоение пищи могут быть достигнуты путем использования пищеварительных ферментов.

Лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами может быть необходимым из-за обилия дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малой сопротивляемости организма и дисбактериоза.

Определенные случаи аутизма могут требовать иммуностимулирующей терапии, а дети, страдающие аутоиммунными заболеваниями, могут потребовать особенного лечения с использованием стероидов и иммуноглобулинов.

Высокое содержание тяжелых металлов в организме иногда требует выведения их из организма при помощи специальных препаратов, таких как димеркаптосукциновая кислота (DMSA), при использовании процедуры хелирования.

Существует специфический режим питания, который может помочь при проявлениях аутизма. Для этого необходимо следовать нескольким простым правилам:

  1. Исключите из своего рациона пищу, содержащую казеин (молоко) и глютен (пшеницу, рожь, овес, ячмень).
  2. Избегайте продуктов, содержащих консерванты и красители.
  3. Придерживайтесь бездрожжевой диеты.
  4. Снизьте потребление сахара.
  5. Увеличьте количество пищи, содержащей клетчатку.
  6. Пейте много воды.
  7. Отдавайте предпочтение белковой пище перед углеводной.

Соблюдение этого режима питания может существенно облегчить проявления аутизма.

При аутизме у детей может быть нарушен баланс многих веществ, независимо от выбранной диеты. Содержание некоторых веществ может быть недостаточным, таких как витамины A, E, C, B6, B12, B3, фолиевая кислота, магний, таурин, а также микроэлементы: цинк, селен, марганец, молибден, хром и ванадий. Уровень адреналина, норадреналина, дофамина может быть не в норме, также может быть повышенная концентрация опиатоподобных гормонов (эндорфинов). В организме ребенка с аутизмом может наблюдаться избыток тяжелых металлов, таких как ртуть, олово, алюминий, мышьяк и сурьма.

Подходы к лечению аутизма, как поведенческие, так и лекарственные, всегда индивидуальны. Перед применением каких-либо лекарств необходимо провести анализы для определения сопутствующих аутизму проблем. В лечении аутизма должен заниматься только врач. Диеты и лекарственная терапия могут не помочь всем детям с аутизмом, поэтому необходимо следить за эффективностью такого лечения.

Для своевременного выявления аутизма у ребенка, родители должны внимательно наблюдать за его поведением и зафиксировать все нетипичные для детей этого же возраста проявления. Аутизм - это группа заболеваний, которые имеют общие симптомы, и эти симптомы становятся особенно заметными, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Ниже приведены основные признаки этого расстройства:

  1. Нарушение речи. Дети-аутисты могут значительно отставать от своих сверстников в развитии речи или не говорить вовсе. В возрасте до 12 месяцев такие дети не гуляют, могут издавать одни и те же звуки. В 2 года их словарный запас крайне беден - порядка 15 слов, а к 3 годам они почти не способны сочетать слова. Тем не менее, дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы, применять неологизмы, хотя многие из них не используют речь для общения. Они предпочитают описывать себя в третьем лице.
  2. Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь - с родителями. Дети с аутизмом редко смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Кроме того, аутисты часто противятся попыткам взять их на руки, приласкать. Они не замечают, что к ним кто-то обращается.
  3. Проблемы в социализации. Дети, страдающие аутизмом, испытывают дискомфорт, когда находятся среди других людей. В результате, они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, не понимают эмоции других людей и правила игр. Аутисты предпочитают уединение, что экранирует их от переживаний, вызванных неспособностью общаться со своим окружением.
  4. Приступы агрессии. Любое расстройство или неудача может вызвать у детей-аутистов вспышку гнева, истерику или физическую агрессию. У 30% таких детей подобное поведение может быть направлено на самих себя.
  5. Слабый интерес к игрушкам. Дети с аутизмом не знают, как играть с разными предметами, не могут изобразить одни предметы с помощью других, что связано со слабым развитием абстрактного мышления. Они не могут выполнить действия, которые требуют символического мышления, например, заменить ложку палочкой или залить пустую чашку игрушечного чайника. Кроме того, дети-аутисты часто не разделяют общеизвестную привязанность к игрушкам и играют нестандартно: например, крутят колесо игрушечной машинки вместо того, чтобы катать ее.
  6. Стереотипное поведение и боязнь перемен. Аутисты склонны к повторению одних и тех же действий на протяжении долгого времени, например, бегать по кругу, вертеть какую-то вещь или смотреть на вращающиеся объекты. Они придерживаются строгого распорядка и правил, действовать по-другому для них сложно и вызывает сильный стресс. Переезд в другую квартиру или ребрендинг бренда могут сильно нарушить их жизнь и вызвать реакцию в виде агрессии или истерики.

Как отмечено докторами, индивидуальный подход необходим при диагностике и лечении аутизма у детей. От того, как проявляются симптомы заболевания, зависит источник проблемы и методы ее решения. Помимо поведенческих, аутизм может проявляться через физиологические признаки, которые, несмотря на то, что не наблюдаются у всех пациентов, все же имеют свою тенденцию.

Среди таких признаков можно назвать острое или затупленное сенсорное восприятие, судороги, ослабленный иммунитет, синдром раздраженного кишечника, рост бактерий и дрожжей в ЖКТ, а также нарушение функций поджелудочной железы.

Однако не стоит отчаиваться при обнаружении симптомов аутизма у ребенка, потому что существуют и более легкие формы заболевания, которые позволяют детям окончивать школу, работать и создавать семьи. В США и на Западе такие случаи распространены, благодаря своевременному распознаванию и лечению аутизма.

Диагностика аутизма у детей: что нужно знать

Для того чтобы подозреть аутизм у ребенка, необходимо обратить внимание на три признака: трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение. Однако, следует помнить, что при классическом детском аутизме все эти симптомы проявляются в первые три года жизни ребенка.

Для более точной диагностики, специалист по заболеваниям или нейропсихолог проводит исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств: МКБ-10 и DSM-5. Для медицинской диагностики необходимо, чтобы у ребенка было как минимум шесть симптомов из этих классификаций.

Решение об установлении диагноза принимается путем наблюдений за ребенком в привычной для него среде и интервьюирования родителей. Для этого используются стандартизированные документы, такие как ADI-R (Опросник для диагностики аутизма), ADOS (Шкала наблюдения для диагностики аутизма) и CARS (Оценочная шкала детского аутизма), особенно в США и Европе.

Диагностика детского аутизма в России встречает определенные затруднения из-за отсутствия установленных стандартов и ограниченности знаний медицинских работников в этой области. Обычно педиатр не распознает признаки этого расстройства у ребенка в сложных случаях, что может осложнить проведение дополнительных диагностических мероприятий. Контролировать подобные нюансы могут только высококвалифицированные специалисты, такие как невролог, психолог, психиатр, а также узкий специалист по болезням нарушения аутистического спектра и родители. Дополнительно, то, что родители не склонны обращаться за медицинской помощью когда их ребенок испытывает какие-то нетипичные симптомы, также осложняет проведение диагностики детского аутизма.

Очень сложно дифференцировать аутизм у детей от других заболеваний с похожими признаками, особенно в раннем детском возрасте. В России также существует проблема путаницы диагнозов. Эта проблема является серьезной, потому что лечение аутизма не схоже с методами, используемыми при лечении умственной отсталости или шизофрении, и неправильное лечение может навсегда доставить человеку проблем в дальнейшей жизни.

Журнал "Дифференциальная диагностика" исследует различия между расстройствами аутистического спектра (РАС), такими как детский аутизм, синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм. Хотя все формы РАС имеют общие черты, некоторые отличия могут помочь в проведении дифференциальной диагностики.

Детский аутизм, также известный как синдром Каннера, отличается от синдрома Аспергера тем, что у детей с синдромом Каннера заметно задержка в общении и в социальном взаимодействии. Но у детей со синдромом Аспергера интеллектуальное и речевое развитие не отстают от нормы.

Высокофункциональный аутизм - это другая форма РАС. Заболевание не влияет на интеллектуальное развитие и уровень IQ пациентов находится в пределах нормы. Однако у пациентов наблюдаются трудности в общении и социальных взаимоотношениях.

Детское дезинтегративное расстройство - наиболее опасный вид аутизма, и его распространенность растет. Эта форма РАС обнаруживается после четырех лет и сопровождается регрессом развития. У ребенка до этого возраста не было серьезных отклонений, но появление симптомов аутизма и последующий регресс развития являются признаками дезинтегративного расстройства. С усиленной терапией можно помочь таким детям.

Нарушение зрения или слуха может быть еще одной возможной причиной поведенческих отклонений у ребенка. Если ребенок не смотрит в глаза, не отвечает на вопросы и ведет себя отстраненно, то, возможно, ему нужно проверить органы чувств, особенно если отсутствуют ритуальные действия. В любом случае важно проводить дифференциальную диагностику, чтобы выбрать наиболее эффективные методы лечения и помочь детям с РАС.

В настоящее время наиболее распространенными психическими расстройствами у детей являются аутизм, шизофрения и госпитализм (депривационный синдром).

При аутизме дети проявляют склонность к избеганию социальных контактов, реакция на эмоциональные сигналы введена в заблуждение, а также наблюдаются узкоспециализированные интересы и поведенческие шаблоны. Однако, дети с умственной отсталостью, обладают большей приспособляемостью к взаимодействию с окружающим миром, более отзывчивы на эмоциональный контакт, не испытывают склонности к однообразным движениям и не страдают речевыми расстройствами, свойственным для аутизма.

Шизофрения у детей более редка и имеет схожие с аутизмом симптомы, но появляется у детей старше трех лет. Дети, страдающие шизофренией, испытывают галлюцинации и бредовые состояния, при которых интеллект и речь не страдают в такой же степени, как при аутизме.

Госпитализм (депривационный синдром) является следствием изоляции ребенка от матери, и происходит у детей, попавших в детские дома или не получающих достаточной заботы и внимания со стороны родителей. В этом случае дети испытывают как психическую, так и физическую отставание.

Поэтому, важно выявить аутизм как можно раньше. Тем самым можно получить наибольший эффект от терапии заболевания и позволить ребенку стать полноправным членом общества.

Как лечить и корректировать аутизм у детей: методы и программы

Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как бороться с аутизмом у детей. Среди наиболее популярных в мире можно отметить «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие разработки из США. Во всех случаях терапия строится на обучении детей определенным сценариям поведения, а также активном общении с ними. Ключевую роль в успехе лечения играют усилия родителей.

В нашей стране специалистов, занимающихся аутистами по существующим поведенческим методикам, пока немного. Тем не менее, найти компетентного психиатра обязательно следует. Коррекционные учебно-воспитательные учреждения обычно не уделяют достаточного внимания этой категории детей, хотя работа с аутизмом должна проводиться комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. Независимо от места жительства, индивидуальная терапия всегда требует заботы со стороны родителей.

Существует несколько важных подсказок, как помочь детям с аутизмом:

  1. Прививание жизненно важных навыков ребенку должно основываться на повторении одних и тех же действий. Например, если ребенок уже научился мочить зубы, его следует снова и снова учить этому уроку.

  2. Родители должны соблюдать строгий график дня для ребенка с аутизмом, и не нарушать его.

  3. Разрешается только постепенная смена обстановки и привычек ребенка.

  4. Родители должны как можно чаще общаться с ребенком и проводить с ним много времени.

  5. Тем неменее, не следует повышать голос, ругать или наказывать ребенка, когда устанавливается контакт с ним.

  6. Раннее эмоциональное взаимодействие с малышом поможет при раннем детском аутизме: брать на руки, прижимать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.

  7. Если оральное общение представляется трудным, возможно общение при помощи картинок и карточек.

  8. Не следует позволять ребенку перенапрягаться, необходимо разрешить перерывы между занятиями, играми и временем в уединении.

  9. Регулярные тренировки помогут малышам справляться со стрессом и установкой физической формы.

  10. Не подавляйте инициативу ребенка и не спешите его в выполнении действий.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *