Малый бизнес по франшизе: стоит ли игра свеч и как выбрать верное направление
Франшиза - это способ создания бизнеса, используя уже известный и проверенный бренд. Выбор франшизы часто рассматривается как шаг на пути к снижению рисков и обеспечению прибыльности. Одно только наличие известного бренда может привлечь лояльных потребителей уже на этапе открытия предприятия. Использование проверенной технологии и профессионального бизнес-плана дополнительно повышает шансы на успешность проекта и быстрый возврат инвестиций.
Согласно Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), количество франчайзинговых точек за 2015 год выросло на 15%, а в первом полугодии 2016 года - еще на 6%. Эксперты рынка объясняют рост отрасли высокой востребованностью франшиз некоторых брендов, а также готовностью молодых предпринимателей к работе с готовым бизнес-концептом. Однако, не стоит рассчитывать на мгновенный успех, так как при открытии франшизы также есть свои риски и трудности.
Франшиза – выгодный подход к открытию бизнеса
Открытие своего бизнеса – это сложный и длительный процесс, аналогичный восхождению на Эверест. Необходимо затратить много сил и времени на создание концепции, брендбука, бизнес-модели, требования к помещениям и персоналу. Кроме того, вы сталкиваетесь с риском возможных финансовых потерь из-за неудачного старта бизнеса. В этой ситуации франшиза может стать отличной альтернативой. Этот подход позволяет предпринимательным людям сэкономить время и силы при открытии нового бизнеса. Бизнес по франшизе предоставляет возможность приобрести опыт ведения бизнеса под руководством управляющей компании.
Однако, помните, что управляющая компания (франчайзер) не должна полностью контролировать ваш бизнес. Ее задача – по мере необходимости помогать, направлять и решать проблемы с маркетингом, помещением, дизайном и поставками. Таким образом, франчайзи работают в демократичном формате, а не как кабала управляющей компании, злоупотребляющей своим положением. Примером оптимальной политики по отношению к франчайзи является франшиза «Еврочехол».
Ну а что касается успешности уникальной бизнес-стратегии, то качество ведения бизнеса в конечном итоге зависит от работы франчайзи, которые должны всегда стремиться к совершенствованию бизнеса в своей точке продаж.
Выбор направления для любого бизнеса происходит примерно одинаково. Однако, если вы решили работать по франшизе, у вас больше возможностей избежать подводных камней. Ниже представлены 6 советов по выбору направления для развития малого бизнеса по франшизе.
1. Загляните в магазины франшиз. Просто посетите специализированные сайты и задумайтесь, действительно ли вы хотите изобретать велосипед или выберете готовый, работающий, отлаженный бизнес на правах франчайзи. На заметку! 56% точек фастфуда в России открыто по франчайзинговой схеме.
2. Проведите маркетинговое исследование в рамках вашего региона. Ваша задача — выявить потребности населения и наличие конкурентов, а также цены на рынке. Обратите внимание, работает ли кто-то в ваших местах по аналогичной франшизе или в схожем бизнесе. Не исключено, что одной-двух точек потенциальным потребителям недостаточно, и вы вполне можете открыть свой бизнес. Здесь вам дадут подсказку владельцы бренда. На заметку! Некоторые франчайзеры, например, компания «Еврочехол», устанавливают ограничение на количество представительств на конкретной географической территории, что значит — вы априори не окажетесь лишним на этом празднике жизни.
3. Выделите виды бизнеса, входящие в сферу ваших личных интересов. Устойчивый тренд XXI века — заниматься тем, что нравится. В этом случае вам будет проще справляться со стрессами, неизбежно возникающими при открытии нового дела. Не бойтесь того, что ваши увлечения никому не интересны. В списках франшиз вы наверняка уже увидели неожиданные и вдохновляющие идеи малого бизнеса. На заметку! Открыв магазин товаров, скажем, для рукоделия, можно получить от работы массу удовольствия, если вы сами любите на досуге вышивать или вязать.
4. Оцените свою компетентность. Не секрет, что в России часто открываются малые предприятия под влиянием моды: сегодня у всех рестораны, завтра — сыроварни, послезавтра — все шьют одежду или открывают интерьерные дизайн-бюро. После того как ветер подует в другую сторону, на рынке остаются только те, кто действительно интересовался тематикой своего бизнеса, был готов учиться и развиваться в выбранном направлении. Для бизнеса по франшизе это тоже справедливо. Причем, выбрав такой формат бизнеса, вы можете быть уверены в том, что вам помогут учиться и расти, а значит, справиться с проблемами будет значительно проще.
5. Оцените свои финансовые возможности. Вам потребуется стартовый капитал, и даже в сфере малого бизнеса цена вопроса может различаться в разы. Поэтому, определив, в какой сфере вы хотите заниматься, выбирайте дело, которое оставит вам хотя бы небольшой запас финансов на покрытие рисков. Как правило, чем ниже компетентность начинающего бизнесмена в выбранной сфере, тем больше ему требуется финансовых вложений. В случае с франшизой, большинство моментов просчитаны заранее.
6. Вернитесь к списку франшиз. Сориентировавшись в ситуации, остается только выбрать два-три подходящих варианта и связаться с хозяевами бизнеса для уточнения деталей.
Считается, что только 5–6% людей обладают способностью создавать что-то новое и одновременно коммерчески успешное. Если бы это было всей правдой о бизнесе, общество потребления никогда не было бы создано. Истина состоит в том, что есть и другие достойные способы достижения коммерческих высот, один из которых — франчайзинг. Кроме того, начинающий бизнесмен, работающий по франшизе, может в результате начать свое собственное уникальное дело, набравшись опыта.
Это интересно! Ряд сетевых брендов до кризиса не применял франчайзинговые схемы вообще или только в отдельных странах. Например, McDonald's, работающий по франчайзингу во всем мире, в России до 2015 года открывал только собственные заведения. Однако совсем недавно ветер переменился: по франчайзинговой схеме сегодня работают рестораны этой мировой сети в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и на Алтае. По данным Forbes, на 2016 год российское отделение McDonald's запланировало открытие 60-ти новых ресторанов, в том числе и по франшизе.
Рассмотрим перспективные направления, достойные внимания
В условиях экономического кризиса спрос на услуги, позволяющие сэкономить время и деньги, растет, отмечают эксперты РАФ. В частности, онлайн-сервисы активно развиваются. Известной франшизой в сегменте услуг является GetTaxi, которая не только предоставляет быстрое и удобное пассажирское такси, но и постоянно радует своих клиентов скидками и различными бонусами.
В ресторанном бизнесе стали активно набирать популярность такие франшизы, как «ГрильХаус» или Kill Fish Discount Bar, которые проводят маркетинговые акции в социальных сетях и постоянно расширяют спектр специальных предложений.
Однако, чем более современный и яркий бизнес, тем выше порог входа. Например, для открытия Кill Fish Discount Bar понадобится инвестировать в первый год от 2 800 000 до 5 900 000 рублей (в зависимости от региона) и найти помещение площадью не менее 100 кв.м. В то же время, точку «СТАРДОГ!S» можно открыть уже на 5-ти кв.м при условии инвестиций 350 000-1 500 000 рублей.
Также стоит обращать внимание на вступительные взносы и момент, начиная с которого управляющая компания начнет взимать роялти. Для многих компаний типично предоставление франчайзи времени для «основания» бизнеса, и начисление процента будет начинаться не ранее чем через 4-5 месяцев после старта работы. Однако, есть компании, которые ориентированы на получение доходов только от реализации уникальной продукции франчайзера и не предусматривают никаких роялти или паушальных взносов, как, например, франшиза компании «Еврочехол».
Журнал Forbes опубликовал топ-5 самых выгодных франшиз 2016 года. Для того чтобы попасть в список, бренды должны работать по франшизе не менее трех лет и соответствовать многим критериям.
На первом месте рейтинга - лабораторная служба «Хеликс». Инвестиции для открытия лаборатории с нуля составляют 750 000 рублей, а при открытии лаборатории в действующей клинике - 150 000 рублей. Вступительный взнос - 50 000 рублей. Окупаемость - 3 месяца. Роялти - 2%.
На втором месте - «СДЭК», компания экспресс-доставки грузов. Инвестиции составляют 350 000 рублей, вступительный взнос - 150 000 рублей. Окупаемость - 3-6 месяцев. Роялти после 6 месяцев работы - 10%.
Третье место досталось Unibrait - компании по производству оборудования и компонентов для нанесения зеркальных покрытий. Инвестиции - 2 000 000 рублей, вступительный взнос - 150 000 рублей. Окупаемость - 12 месяцев. Роялти появляется через 6 месяцев работы - 10%.
Служба недвижимости «Миэль» заняла четвертое место. Инвестиции в эту франшизу колеблются от 1 000 000 до 2 500 000 рублей, а вступительный взнос составляет 350 000 рублей. Окупаемость занимает 12 месяцев. Роялти определяется в размере от 18 000 рублей.
Пятое место занимает франшиза по продаже японских ножей - Samura. Инвестиции - 300 000 рублей, вступительный взнос отсутствует. Окупаемость - 3 месяца. Роялти не определяется.
Конечно, представленный рейтинг не является исчерпывающим и возможно, что вы не найдете там подходящего для вас предложения. Однако на этот список можно ориентироваться при поиске франшизы, а также руководствоваться другими критериями при выборе. Стоит помнить, что рейтинги, хоть и имеют высокую авторитетность, содержат элемент субъективности.
Фото: freepik.com