Процессное управление: польза BPM-подхода для бизнеса любой величины
Процессное управление — это современный метод менеджмента, основанный на мысли о том, что деятельность любой компании является системой бизнес-процессов. Для оптимизации этих процессов и повышения эффективности организации используются специальные программные инструменты. BPM (Business Process Management) – это другое название этого подхода.
Применение такого подхода к бизнесу может принести ощутимую пользу. Например, оптимизация бизнес-процессов способна повысить качество продукции или услуг, ускорить их производство, уменьшить затраты, сделать управление бизнесом более эффективным.
Конкретный пример использования BPM в бизнесе – внедрение программного продукта для автоматизации бизнес-процессов в организации, например, для управления проектами или для систематизации производственной деятельности. Такой инструмент поможет оптимизировать бизнес-процессы, повысить эффективность работы компании и, как следствие, увеличить ее прибыль.
Процессный подход к управлению был создан в 80-е годы ХХ века, когда предприятиям требовалось привлечение и удержание покупателей. При этом было необходимо изменить бизнес-модели компаний в сторону клиентоориентированности, в центре которой должен был стоять покупатель и его интересы.
В процессном подходе вся работа компании представлена как комплекс бизнес-процессов, каждый из которых должен увеличивать ценность производимого продукта для потребителя. Но на предприятиях, где отсутствует BPM-подход, зачастую царит полный хаос, когда процессы не видны, руководство не может на 100% контролировать работу сотрудников, качество продукта нестабильно, жалобы клиентов не обрабатываются вовремя, компания теряет прибыль.
BPM-концепция способствует созданию четких и понятных инструкций внутри организации, но при этом предоставляет возможность быстро реагировать на изменения задач. В процессном управлении бизнесом, сотрудники взаимодействуют напрямую друг с другом, не ожидая директивы от руководства, а за каждый процесс полностью отвечает один человек, хотя в исполнении участвуют многие.
Цели процессного подхода к управлению заключаются в налаживании горизонтальных взаимодействий и уменьшении количество вертикальных связей, четком определении зон ответственности, а также устранении конфликта между подразделениями. Эти частные цели сводятся к одной общей – сделать бизнес эффективнее.
Преимущества процессного подхода включают в себя снижение издержек, рост производительности и рентабельности, стабильность и предсказуемость результатов, их соответствие стандартам качества, наведение порядка в бизнес-процессах, достижение полного понимания всего, что происходит на предприятии, слаженное взаимодействие подразделений, отсутствие необходимости привлекать руководство для решения текущих задач, гибкость управления и упрощенный анализ.
BPM-процессы имеют несколько ключевых характеристик, таких как горизонтальная организация, однозначная ответственность за процессы, регламентация всех процессов и использование информационных систем. Каждая из этих характеристик является необходимой для обеспечения эффективности процессного подхода к управлению.
Переформулированный текст:
Входом называется элемент, который подвергается изменениям в результате выполнения процесса. Этот элемент может быть представлен в различных формах: это могут быть документы, данные, денежные средства или материалы. Однако, объект не обязательно должен быть материальным, например, факт подачи заявки клиентом также может считаться входом в процесс.
Завершение процесса. Как и в начале, выход может представлять собой физический объект или абстрактное понятие (например, подтверждение получения заказа от клиента). В некоторых случаях выход одного процесса может стать входом для другого.
Переработка ресурсов
Для осуществления процесса, который преобразует входные данные в результат, понадобятся несколько необходимых ресурсов. Среди них можно выделить сотрудников, необходимое оборудование, финансы, документацию, программное обеспечение и многое другое. Однако материальные ресурсы могут быть израсходованы в процессе, но не могут измениться.
Показатели эффективности: как анализировать процессы и принимать правильные решения
Для того чтобы успешно управлять бизнесом, необходимо анализировать процессы и результаты их выполнения. В этом помогут показатели эффективности. Они представляют собой различные характеристики, включая время, затраченное на исполнение, количество произведенной продукции, процент брака, уровень удовлетворенности клиентов и другие показатели. Оценивая их значения, можно понять, как повысить эффективность процессов и принять соответствующие решения.
Регламент – это схема или маршрут, а также совокупность правил, которые регулируют процесс. Он является необходимым условием для обеспечения точности и высокого качества работы, а также для соблюдения сроков исполнения.
В процессе создания продукта важную роль играют многие участники, однако финальную ответственность за результат несет только владелец. Именно он распоряжается всеми необходимыми ресурсами.
Статья "Поставщики и потребители: Важное звено в процессном подходе к управлению организацией"
Одно из важнейших звеньев процессного подхода к управлению организацией - это соответствующее взаимодействие поставщиков и потребителей. Поставщики являются тем звеном, которое гарантирует поступление необходимых элементов на вход процесса, а потребители - звеном, использующим результаты работы на выходе. Если где-то пропадет какое-то звено, то процесс не сможет запуститься или не будет востребован.
Поэтому процессный подход к управлению организацией заключается не только в выделении и описании бизнес-процессов, но и в том, чтобы обеспечить их автоматизацию и бесперебойное функционирование. Это возможно благодаря системе, которая специально разработана для этих целей. Речь идет о BPM-системах, которые являются специализированным программным обеспечением для управления взаимодействиями на предприятии.
Важно понимать, что BPM-системы - это не обычные ERP (системы планирования ресурсов предприятия). Они предназначены для реализации процессного подхода к управлению и обеспечивают поддержку процессных операций на всех уровнях компании. Они также позволяют автоматизировать рабочие процессы и повысить эффективность управления организацией в целом.
Таким образом, процессный подход к управлению организацией - это структурированный подход к управлению бизнес-процессами, который позволяет улучшить координацию работы команды, повысить эффективность бизнес-процессов и упростить управление, а внедрение BPM-систем является одним из ключевых инструментов для достижения успеха в этой области.
Представьте, что вы используете классические IT-решения для бизнеса, которые не всегда справляются со всеми задачами, не связанными с документами. В таких случаях могут пригодиться BPM-системы. Их главное преимущество заключается в том, что они воспроизводят все последовательности действия на программном уровне, что исключает любые отклонения от заданного алгоритма. Однако, в отличие от ERP, BPM-системы охватывают все аспекты деятельности предприятия и позволяют пользователю легко создавать схемы, ведущие его по заданному маршруту.
Примером того, как работает BPM-система, может служить процесс входного контроля сырья. Вся информация о процессе контроля сырья передается в различные отделы информационной системы. Кроме того, задачи, которые необходимо выполнить на каждом этапе процесса, присваиваются соответствующим сотрудникам, и после их выполнения задача сразу переходит на следующий этап.
Контроль за процессом осуществляется в едином информационном пространстве, что значительно упрощает взаимодействие и убирает лишние действия. Кроме того, скорость и точность процессов в BPM несравнимы с классическими IT-решениями, что повышает эффективность бизнеса. Благодаря специальным инструментам и возможности создавать визуальные карты маршрутов процессов, BPM-системы значительно упрощают контроль исполнения и избавляют сотрудников от лишней работы.
Фото: freepik.com