Строительство торговых комплексов: «умные» инвестиции
За последние 12-15 лет в России появился сформированный рынок торговой недвижимости, однако, несмотря на то, что число торгово-развлекательных центров заметно возросло, насыщения рынка все еще нет. Такая ситуация объясняется растущим уровнем жизни и увеличением объемов потребления. В связи с этим, строительство новых торговых центров остается актуальной темой.
Рынок торговых центров, быстро развивающийся в крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, не может основываться только на продажах местных жителей, так как поток приезжих неуклонно растет. Обеспечение инфраструктуры, в том числе строительство новых торговых центров в отдаленных районах, становится все более необходимым в связи с быстрым развитием городов.
Такое быстрое развитие рынка неизбежно приводит к конкуренции между владельцами крупных торговых площадей, выполняющими большие усилия для увеличения комфорта и привлекательности своих объектов. Концепция "рынка под крышей" уже устарела, поскольку не соответствует современным требованиям покупателей. Кроме того, растет не только количество ТЦ, но и уровень качества, что вызывает еще большую конкуренцию на рынке.
Рынок торговых центров в городах-миллионниках продолжит расти еще много лет, ожидается большой поток посетителей. Однако при строительстве ТЦ необходимо учитывать требования, действующие не только сегодня, но и в будущем. Иначе, в условиях борьбы за покупателя, владельцам будет трудно выжить на рынке.
В строительстве торговых центров главным является правильный выбор концепции. Для того, чтобы новая точка продаж была успешной, необходимо тщательно продумать, какие услуги будут предлагаться посетителям. На основе этих данных можно искать потенциальных арендодателей, инвесторов, покупать землю под строительство и приступать к разработке проекта.
Первоначальные исследования рынка играют ключевую роль в создании успешного торгового центра. Для этого необходимо разработать маркетинговую стратегию и позиционирование, провести всестороннюю оценку рентабельности каждой функции торгово-развлекательного центра, проанализировать различные аспекты, такие, как расположение, конкурентоспособность и настроения покупательской среды.
Выбор концепции торгового центра является одним из наиболее важных шагов, который может определить успех центра. Это решение также влияет на выбор расположения и архитектурных особенностей здания. Размытая концепция или ее полное отсутствие – главная ошибка девелоперов. Такие факторы, как неразумная планировка, неверное расположение фуд-корта, несоответствие площади центра товарообороту и количеству посетителей, недостаток парковочных мест, могут унести новый проект в течение нескольких месяцев.
Существует классификация концепций торговых центров, которые основаны на количестве магазинов и наличии дополнительных развлечений. Мономагазины, торгующие только одной маркой, не могут считаться торговыми центрами в строгом смысле этого слова и постепенно отходят в прошлое.
Мультиторговые комплексы, которые были популярны в начале 2000-х, все еще встречаются, но, среди суровой конкуренции, торговый центр, не предлагающий клиентам ни возможностей для отдыха, ни дополнительных сервисов, обречен на провал.
Люди ходят в торговые центры не только для покупок и услуг, но и для отдыха, проведения времени с друзьями. Именно поэтому торгово-развлекательные центры являются самыми популярными. Они объединяют в себе магазины, кафе, рестораны, салоны красоты, детские комнаты, кинотеатры, боулинг и другие возможности для отдыха и развлечений. Такой тип торговых центров является наиболее прибыльным и перспективным.
Строительство торгового центра: этапы и особенности
Для успешного строительства прибыльного торгового центра необходимо сотрудничество специалистов разных профессий, включая маркетологов, экономистов, архитекторов и строителей. При проектировании и строительстве торговых комплексов необходимо учитывать множество факторов. На стадии проектирования нужно распланировать покупательские потоки, создать комфортные условия для посетителей и арендаторов, продумать нюансы эксплуатации.
Весь процесс строительства занимает около двух лет, начиная от закладки фундамента до официального открытия торгового центра. По статистике, торгово-развлекательные комплексы окупаются в течение нескольких лет, при условии, что все расчеты и исследования проведены корректно и были правильно интерпретированы.
Существует несколько этапов строительства торговых зданий, и для успешного завершения каждого этапа требуется строгая координация и эффективная работа команды.
Первый этап - разработка концепции. В рамках этого этапа проводятся маркетинговые исследования, позволяющие определить, какие товары и услуги будут интересны потенциальным покупателям. Также проводится расчет затрат на строительство торгового центра и определяются технические характеристики будущей постройки.
Выбор места - это следующий этап. Выбор места строительства торгового центра зависит от его концепции, размеров и бюджета. Однако, одно из самых важных условий - это доступность, так как в труднодоступном месте привлечь посетителей будет непросто. Также необходимо учитывать уровень развития инфраструктуры в районе и конкурентное окружение.
Разработка проекта - третий этап. На данном этапе разрабатывается архитектурный проект, определяются общий вид и особенности планировки торгового центра и прилегающей территории, подготавливается весь пакет необходимых для начала строительства документов.
Подготовительный этап - четвертый этап. Перед началом строительства торгового центра необходимо подготовить площадку - очистить ее, провести при необходимости дренаж почвы, организовать временные коммуникации и подъездные дороги, соорудить подсобные помещения для строителей и подвезти материалы.
Строительство - это самый сложный и продолжительный этап. Чтобы построить торговый комплекс, нужно проделать множество работ - от укладки фундамента до внутренней и внешней отделки. Для успешного завершения этого этапа необходимы совместные усилия множества людей и правильная организация процесса.
Для упрощения этой задачи и сокращения времени строительства торгового центра можно поручить все работы, от проектирования до постройки, одной компании, обладающей большим опытом в этой сфере. Это позволит сократить количество накладок и обеспечить более эффективную работу всей команды строителей.
В современном мире, чтобы привлечь покупателей, необходимо не только обеспечить привлекательный внешний вид здания и стильный интерьер, но и использовать инновационные технологии для повышения уровня комфорта и безопасности посетителей.
При строительстве торговых центров особое внимание уделяется системам кондиционирования и вентиляции, которые способствуют поддержанию оптимальной температуры и созданию комфортного микроклимата в помещениях. Также важно быть инновационным в организации покупательских потоков: вместительные лифты и эскалаторы должны быть правильно размещены даже в маломасштабных торговых комплексах.
Не менее важным моментом является организация парковки. Современные автоматические парковки, расположенные на вершине здания с использованием специальных лифтовых подъемников, помогают оптимизировать использование пространства и улучшить внешний вид торгового центра, делая его более удобным для посетителей. Использование новых технологий в строительстве может стать весомым конкурентным преимуществом для торговых комплексов.
Строительство торговых зданий - амбициозный проект, который требует крупных финансовых вложений. Однако экономия на этом этапе может привести к неполадкам в реализации идеи заказчика, а следовательно, и к снижению популярности торгового центра. Данное обстоятельство, в свою очередь, отразится на сроках окупаемости.
Стоимость постройки торгового центра может варьироваться в зависимости от таких факторов, как площадь, местоположение и наличие инфраструктуры. Так, цена на определенный объект может колебаться в пределах от 40 до 500 миллионов рублей. Стоимость проектирования обычно начинается от 500 рублей за квадратный метр и завершается на отметке в 1100 рублей за квадратный метр. Стоимость строительства начинается от 30 тысяч рублей за квадратный метр. Важно отметить, что приведенные расценки являются ориентировочными, поскольку фактические затраты могут значительно отличаться от данных цифр.
Фото: freepik.com